О литературном труде - Наука о литературе (Вып. 8)

Предыдущая тема Следующая тема Перейти вниз

О литературном труде - Наука о литературе (Вып. 8)

Сообщение автор Татьяна Львовна в Вт 23 Сен 2014 - 14:39


Л. Н. Толстой
1828-1910

«Мой любимый предмет… это русский народ – настоящий мужицкий народ».

Лучшие писатели всегда были мыслителями, глубоко задумывавшимися над судьбой человека, а читатель всегда ждал и ждёт от литературы указаний жизненного пути. Вот почему такое особенное значение в работе писателя имеет его позиция, его отношение к тому, о чём он пишет, к тем людям, о которых он хочет рассказать, к той деятельности, которую он считает полезной или бесполезной. Позиция эта, отчётливая и ясная, должна определять всё направление его работы.

Есть одна черта, объединяющая бесконечно разнообразные стороны литературной работы: все книги написаны для людей и о людях. Книги о животных, если они хороши, - это книги о том, как человек относится к животным.

Вымышленные персонажи, действующие в книгах фантастических, в конечном счёте - как бы силуэты, тени людей, их отражение.

Каков бы ни был человек, где бы он ни жил, чем бы ни занимался, его можно изОБРАЗить, нарисовать – и не только красками и карандашом, но и словом. Как же сделать это?

Перелистайте черновики рукописей, принадлежащих перу великих русских писателей Толстого, Чехова, Достоевского, и вы поймёте, какое важное место занимают в них вымышленные биографии персонажей их будущих произведений.

В планах Тургенева можно найти такие подробности жизни героев, которые, казалось бы, даже и не могли ему пригодиться. Писатель должен знать о своих героях гораздо больше, чем он расскажет читателю.

Немногие люди видят себя со стороны, могут беспристрастно оценить и понять смысл и развитие собственной жизни. Для писателя – это одно из необходимых свойств. Он должен знать себя, знать свои возможности, ясно представлять весь объём того труда, который надо вложить в произведение. Он должен знать себя и для того, чтобы научиться познавать других.

Л. Н. Толстой с поразительной тщательностью записывал подчас ничтожные подробности своей жизни: он неустанно изучал себя. Дневники были для него психологической школой мастерства.

Собирая материал для литературного произведения, писатель во многих случаях сравнивает себя и своих героев. Думая о них, он волей-неволей думает о себе, представляя себя в тех обстоятельствах, в которых находятся его герои. Глубокое понимание собственной жизненной задачи помогает ему понять и объяснить эту задачу в жизни тех людей, о которых он пишет.

Этот первоначальный период работы над произведением важен и для всех писателей, рисующих деятельность реально существовавших, исторических лиц. Изучая архивные материалы, писатель подчас узнаёт и оценивает такие факты, которым, может быть, даже значения не придавал тот человек, которому посвящена книга.

В такой же мере всё это относится к современникам - то есть к тем, кто живёт в одно время с писателем.

Стоит только заглянуть, например, в творческую мастерскую такого писателя как Н. В. Гоголь, чтобы убедиться в том, что он именно так изучал картину современной действительности.


Н. В. Гоголь
1809-1852



«Мне хотелось сойтись с людьми всех сословий и от каждого что-нибудь узнать. Всякий должностной и чем-нибудь занятый человек стал в моих глазах интересен…

Не содержа в собственной голове своей весь долг и всю обязанность того человека, которого описываешь, не выставишь его как следует, верно и при том так, чтобы он действительно был в урок и в поучение живущему…

У меня только то и выходило хорошо, что взято было мной из действительности, из данных, мне известных».

Итак, собирая материал для литературного произведения, необходимо не только знать то, о чём пишешь, но и глубоко проникнуть в жизнь общества, к которому ты принадлежишь, стремления которого тебе должны быть понятны и близки.

В основе создания художественного произведения, в особенности произведения реалистического, прежде всего лежит представление о человеке.


В. Г. Белинский
1811-1848



«Ещё созданье художника есть тайна для всех, ещё он не брал пера в руки, а уже видит их (образы) ясно, уже может счесть складки их платья, морщины их чела, изборождённого страданиями и горем, а уже знает их лучше, чем вы знаете своего отца, брата, друга, свою мать, сестру, возлюбленную сердца; так же он знает и то, что они будут говорить и что делать…».



Но, наконец, материал собран, идея, во имя которой начато это сложное дело, подчас затягивающееся на годы, ясна – и начинается работа воображения.

Редкое художественное произведение обходится без творческого вымысла, без фантазии. Воображение участвует и в обдумывании характера героя, и в составлении плана. Многие читатели настолько в своём представлении тесно связывают, переплетают литературу с жизнью, с такой трогательной убеждённостью принимают литературу за фотографически точную запись того, что происходит в действительности, что писатели нередко получают от них письма с вопросами о том, как поживает сейчас тот или другой герой.

На самом же деле нельзя ставить знак равенства между реально существующим лицом и героем литературного произведения. Правда, в основе всякой человеческой судьбы, о которой рассказывает писатель, почти всегда лежит подлинная реальная биография. Но писатель отбирает из неё лишь те черты, которые необходимы ему для создания своего героя, а подчас даже соединяет особенности разных людей.

Кроме того, на протяжении работы характер этот может изменяться, потому что, рисуя своего героя, писатель открывает в нём всё новые и новые черты, необходимые для естественного развития повествования. Особенно, когда это касается создания крупных литературных произведений – романа или эпопеи.

Но вот обдуманы характеры, закончен и многократно переписан план – лишь тогда начинается настоящая «работа». Перед писателем открываются новые трудности, среди которых главная –

работа над стилем.

Впрочем, многие писатели начинают эту работу раньше, с записи характерных особенностей чужой речи, подбора отдельных слов и целых выражений – то есть с того, что легко найти в блокноте любого писателя. Но это только материал для будущего произведения.

Теперь же этот материал рассматривается писателем под новым углом зрения: одно может пригодиться, другое – нет. А это, в свою очередь, определяется стремлением передать живую речь разных людей. Работая, писатель как бы разыгрывает наедине с собой те сцены, которые он намерен показать своему читателю.


Москва, Дом на Никитском бульваре.



Один из современников Гоголя, А. П. Толстой, в доме которого в Москве на Никитском бульваре он подолгу жил, пишет:

«…не раз слышал, как Гоголь, один в запертой горнице, будто бы с кем-то разговаривал, иногда самым неестественным голосом».

В черновых рукописях видны следы этой работы. Каждый разговор переделывался Гоголем по нескольку раз, зато как живо, верно и естественно говорят его действующие лица!

Та же особенность присуща и многим другим писателям. Манера говорить почти всегда очень характерна. И если писателю удаётся отчётливо воспроизвести её, это помогает читателю так же отчётливо вообразить героя художественного произведения.

Как и любая другая профессия, литературный труд требует знания и понимания самой техники дела. Можно владеть богатейшим жизненным опытом и не уметь воплотить его в своих книгах.

Вот какой способ литературной работы считал наилучшим Гоголь:

«Сначала нужно набросать как придётся, хотя бы плохо, водянисто, но решительно всё и забыть об этой тетради. Потом, через месяц, через два, иногда более (это скажется само собою) достать написанное и перечитать: вы увидите, что многое не так, много лишнего, а кое-что и недостаёт.

Сделайте поправки и заметки на полях – и снова забросьте тетрадь. При новом пересмотре её – новые заметки на полях, и где не хватает места, взять отдельный клочок и приклеить сбоку. Когда всё будет таким образом написано, возьмите и перепишите тетрадь собственноручно. Тут сами собой явятся новые озарения, урезы, добавки, очищения слога.

Между прежними вскочат слова, которые необходимо там должны быть, но которые почему-то никак не являются сразу. И опять положите тетрадку…

Придёт час… и, когда снова вспомнится заброшенная тетрадь: возьмите, перечитайте, поправьте тем же способом, и, когда снова она будет измарана, перепишите её собственноручно…

Так надо делать, по-моему, восемь раз. Для иного, может быть, нужно меньше, а для иного и ещё больше. Я делаю это восемь раз… Только после восьмой переписки – непременно собственной рукою, труд является вполне художнически законченным, достигает перла создания».

Разумеется, этот способ работы нельзя считать единственным или обязательным. Манера работать бесконечно разнообразна. Известно, с какой быстротой писал в некоторые периоды своей жизни Ф. М. Достоевский. А великий французский писатель Стендаль продиктовал один из лучших своих романов «Пармский монастырь» в течение двух месяцев.

Однако всегда в основе литературного искусства лежит труд, неустанный и ежедневный, помноженный на профессиональное умение, поглощающий все силы ума и сердца.

Лучших писателей можно смело сравнить с разведчиками будущего, с теми отважными завоевателями новых, неизвестных пространств, о которых писал знаменитый норвежский путешественник Фритьоф Нансен:

«Последуем за узкими следами полозьев, за маленькими чёрными точками, прокладывающими как бы рельсовый путь в самое сердце неведомого. Ветер воет, и мчится через эти ведущие по снежной пустыне следы. Скоро они исчезнут. Но путь проложен, мы приобрели новые знания, и подвиг этот будет сиять во веки веков».

источник: блог ЖЖ
avatar
Татьяна Львовна

Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: О литературном труде - Наука о литературе (Вып. 8)

Сообщение автор Татьяна Львовна в Вт 23 Сен 2014 - 14:41

комментарии из блога:

sergeykarpuk

Читаешь статью и как будто чистой водой умываешься...
avatar
Татьяна Львовна

Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: О литературном труде - Наука о литературе (Вып. 8)

Сообщение автор Татьяна Львовна в Вт 23 Сен 2014 - 14:41

комментарии из блога:

masslenica

Интересный способ работы с текстом был у Гоголя - если я правильно понял, - то создав грубую форму образа, он отвлекался от процесса написания - отвлекаясь другими занятиями или взявшись за другую работу, отмечая для себя что написанный образ не закончен. Это ощущение незаконченности побуждает подсознание искать ответ, - более совершенное описание образа... и через некоторое время этот ответ всплывает из подсознания и тогда текст переписывается...

Такая техника используется в некоторых современных психологических практиках для поиска оптимального решения и имеет сходные механизмы с работой интуиции.
avatar
Татьяна Львовна

Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: О литературном труде - Наука о литературе (Вып. 8)

Сообщение автор Татьяна Львовна в Вт 23 Сен 2014 - 14:42

комментарии из блога:

гражданская позиция автора

fedorova_tl


Как-то незаметно в постсоветское время из книг новых авторов почти исчезло предисловие, в котором заявлялась бы их гражданская позиция, сообщались бы краткие сведения из биографии.
Задаюсь вопросом: почему?
avatar
Татьяна Львовна

Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: О литературном труде - Наука о литературе (Вып. 8)

Сообщение автор Татьяна Львовна в Вт 23 Сен 2014 - 14:42

комментарии из блога:

Re: гражданская позиция автора

masslenica

Мне кажется именно из-за гражданской позиции...
В перестроечное и постперестроечное время выражение патриотической гражданской позиции было как минимум немодно и глупо. Людям привили чувство, что все из области идеального, все что не связанно с личной выгодой - это лицемерие и ложь, - суррогат созданный для обмана и порабощения масс. Нет Народа, нет Родины есть только личные интересы. Чечевичная похлебка заменила первородство... - то что сделало из зверя человека было отброшено.
avatar
Татьяна Львовна

Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: О литературном труде - Наука о литературе (Вып. 8)

Сообщение автор Татьяна Львовна в Вт 23 Сен 2014 - 14:43

комментарии из блога:

Re: гражданская позиция автора

fedorova_tl

Совершенно верно. А ещё без чётко заявленной позиции автор может "работать" на заказ, не очень опасаясь, что его уличат в явном смысловом противоречии. Отговорка модная и циничная - "это литература, а не документ". Так может сказать только глубоко невежественный человек, который успешно профланировал мимо ценнейшей составляющей Культуры.
avatar
Татьяна Львовна

Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: О литературном труде - Наука о литературе (Вып. 8)

Сообщение автор Татьяна Львовна в Вт 23 Сен 2014 - 14:44

комментарии из блога:

Re: гражданская позиция автора

masslenica


в том числе и в этом заключается различие между Творцом и Специалистом...
слишком мало в современной литературе Творцов - и почти все Специалисты
avatar
Татьяна Львовна

Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: О литературном труде - Наука о литературе (Вып. 8)

Сообщение автор Татьяна Львовна в Вт 23 Сен 2014 - 14:44

комментарии из блога:

vlad_mak_85


Очень хорошая серия. Хотел бы я побывать в душе этих великих писателей и поэтов, и почувствовать их переживания
avatar
Татьяна Львовна

Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: О литературном труде - Наука о литературе (Вып. 8)

Сообщение автор Татьяна Львовна в Вт 23 Сен 2014 - 14:45

комментарии из блога:

wavedsoul

Кажется, после этого материала - я бы смог иначе взглянуть на те же строки из прочитанных не один раз произведений..
Хорошие, глубокие произведения и без того можно не один раз перечитывать и открывать их новые грани -- но тут толика нового именно осознанного взгляда на слова.. Почему автор так поставил, почему написал не иначе.

"с поразительной тщательностью записывал подчас ничтожные подробности своей жизни." Почему-то всегда это намешано со страхом нарциссизма; страхом прозевать, где заканчивается одно и начинается другое.
"Всё смешалось в доме Облонских.."
avatar
Татьяна Львовна

Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: О литературном труде - Наука о литературе (Вып. 8)

Сообщение автор Татьяна Львовна в Вт 23 Сен 2014 - 14:46

комментарии из блога:

Дневники Л. Н. Толстого

fedorova_tl

Моё впечатление от первого с ними знакомства:"Как он к себе безжалостен!". При перечитывании это впечатление только усиливалось. Судите сами.
"Я написал вдруг много правил и хотел им всем следовать; но силы мои слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе одно только правило и прибавить к нему другое только тогда, когда я уже привыкну следовать одному. Первое правило, которое я назначаю, есть следующее №1. ИСПОЛНЯЙ ВСЁ ТО, ЧТО ТЫ ОПРЕДЕЛИЛ БЫТЬ ИСПОЛНЕНУ. -
Не исполнил правило".
Я думала только просмотреть Дневники: казалось скучное чтение. Но начала и не могла прерваться. Как будто мудрый Учитель наставлял меня в жизни - всё на себя прикидывала.
Нет, о самолюбовании речи и близко нет. Безжалостен к себе до предела.
avatar
Татьяна Львовна

Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: О литературном труде - Наука о литературе (Вып. 8)

Сообщение автор Татьяна Львовна в Вт 23 Сен 2014 - 14:46

комментарии из блога:

Re: Дневники Л. Н. Толстого

wavedsoul

Да, верю - вряд ли у него было время заниматься бесплодным.
Это скорее постоянное напоминание себе, которое временами становится, видимо, само источником проблемы.
avatar
Татьяна Львовна

Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: О литературном труде - Наука о литературе (Вып. 8)

Сообщение автор Татьяна Львовна в Вт 23 Сен 2014 - 14:47

комментарии из блога:

Re: Дневники Л. Н. Толстого

fedorova_tl

Именно так. Проблем было много. Особенно в отношениях с близкими, которые не понимали его максимализма, потому не могли принять его убеждений. Пишет о жене и дочери в "Дневнике для одного себя", 1910 год,26 августа.
"Софья Андреевна ночью говорила горячо с Таней. Она совершенно безнадёжна своей непоследовательностью в мыслях. Я рад, что на её вызовы и жалобы - молчал. Слава богу, не имею ни малейшего дурного чувства".
Уже одно то, что он вёл свои "Дневники" с некоторыми перерывами на протяжении всей жизни, говорит о его жёсткой требовательности к себе. Прав Ленин, когда говорил о нём: "Экий человечище, экая глыбища..."
Я пыталась по его примеру записывать хотя бы важные моменты, но... Отговорок пруд пруди: учёба, работа, дети. И успокоительная пилюля: я же не гений.
avatar
Татьяна Львовна

Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: О литературном труде - Наука о литературе (Вып. 8)

Сообщение автор Татьяна Львовна в Вт 23 Сен 2014 - 14:47

комментарии из блога:

Re: Дневники Л. Н. Толстого

wavedsoul


Отношения с близкими были тяжелыми? Это точно тяжело. Уж дух у него был, видимо, крепкий. А к кому обращен - к читателям?
avatar
Татьяна Львовна

Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: О литературном труде - Наука о литературе (Вып. 8)

Сообщение автор Татьяна Львовна в Вт 23 Сен 2014 - 14:48

комментарии из блога:

Re: Дневники Л. Н. Толстого

fedorova_tl


"Дневник для одного себя", 1910 год, 29 июля. (Ясная Поляна)
"...Нельзя же лишить миллионы людей, может быть, нужного им для души.Повторяю: "может быть". Но даже если есть только самая малая вероятность, что написанное мною нужно душам людей, то нельзя лишить их этой духовной пищи...".

О жене, Софье Андреевне (тогда же):
"вот уже несколько дней она целует мне руку, чего прежде никогда не было, и нет сцены отчаяния. Прости мне бог и добрые люди, если я ошибаюсь. мне же легко ошибаться в добрую, любовную сторону. Я совершенно искренно могу любить её..."

Постоянно себя проверял: не только поступки, даже мысли - учинял суд и выносил приговор. Один из любимейших моих писателей. К себе строг по максимуму, с другими строг терпеливо.))
avatar
Татьяна Львовна

Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: О литературном труде - Наука о литературе (Вып. 8)

Сообщение автор Татьяна Львовна в Вт 23 Сен 2014 - 14:49

комментарии из блога:

Re: Дневники Л. Н. Толстого

fedorova_tl


Он ещё "Тайный дневник" вёл. Вот послушайте.
1908 год. 3 июля
"Всё так же мучительно борюсь, но плохо борюсь. Жизнь здесь, в Ясной Поляне, вполне отравлена. Куда ни выйду - стыд и страдание. То грумондские мужики в остроге, то стражники, то старик В. Суворов, который говорит:"Грешно, граф, ох, грешно, графиня обидела".
Трудно, не знаю: оттого ли, что я не в духе, или я не в духе от всех этих ужасов."

Конечно, эти цитаты дают только очень общее представление о человеке, готовом разговаривать с тобой, советовать, отвечать на вопросы, которые ты никому и не задавал, но которые мучают тебя, как и любого человека...
avatar
Татьяна Львовна

Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: О литературном труде - Наука о литературе (Вып. 8)

Сообщение автор Татьяна Львовна в Вт 23 Сен 2014 - 14:50

комментарии из блога:

Re: Дневники Л. Н. Толстого

wavedsoul



"написанное мною нужно душам людей"
Это ясно, сколько-то могу понять

А вот про жену, и про трудность..
"Прости мне бог и добрые люди..."
"Трудно, не знаю: оттого ли, что я не в духе..."
Мне трудно понять, отчего так тяжело ему жить. То есть, отчего.. Это ведь как если бы (упрощая) тяжело было дышать, каждый вдох тяжело - но притом ещё находишь силы и плавать, и семью растить
avatar
Татьяна Львовна

Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: О литературном труде - Наука о литературе (Вып. 8)

Сообщение автор Татьяна Львовна в Вт 23 Сен 2014 - 14:51

комментарии из блога:

Дневники Л. Н. Толстого

fedorova_tl

Это последний год его жизни: подведение итогов, так сказать.Сомнения в правильности избранного пути.
Корень всей тяжести для него - гонения за его убеждения и невозможность исправить положение простого народа.
Привилегированный класс ("граф-мужик"), церковная верхушка (предание анафеме), критика его учения и т. д.

Вот что говорит о нём Горький, знавший его лично:
"60 лет звучал суровый и правдивый голос, обличающий всех и всё; Он рассказал нам о русской жизни почти столько же, как вся остальная наша литература. Историческое значение работы Толстого...- итог всего, пережитого русским обществом за весь 19 век, и книги его останутся в веках, как памятник упорного труда, сделанного гением..."

А вот французский писатель Ромен Роллан:
"Я продолжаю суровую критику Толстого, направленную против общества и искусства привилегированных".

А семья... Софья Андреевна реагировала остро на желание Льва Николаевича раздать всё, что он имеет, бедным и зарабатывать блага трудом, но была его помощницей (переписка его произведений и т. п.), очень его ценила, любила - даже ревновала,чем тоже изрядно его допекала.)))
avatar
Татьяна Львовна

Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: О литературном труде - Наука о литературе (Вып. 8)

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Предыдущая тема Следующая тема Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения