Три рода литературы. Эпос - Наука о литературе (Вып. 7)

Перейти вниз

Три рода литературы. Эпос - Наука о литературе (Вып. 7)

Сообщение автор Татьяна Львовна в Вт 23 Сен 2014 - 13:54





«В истории развития литературы европейской наша юная литература представляет собой феномен изумительный; я не преувеличу правды, сказав, что ни одна из литератур Запада не возникла в жизни с такой силой и быстротой, в таком мощном, ослепительном блеске таланта... Значение русской литературы признано миром, изумлённым её красотой и силой».






Эпос как род литературы


В эпосе (от греческого слова «рассказ») жизнь отражается в повествовании о человеке и событиях, в которых он участвовал, о его поведении и переживании в различных обстоятельствах, о его отношении к различным явлениям жизни и другим людям.

Эпическими произведениями в теории литературы принято называть романы, повести, рассказы, очерки.

Неискушённому читателю бывает сложно отличить один литературный жанр от другого. Разницу между романом и рассказом, например, на бытовом уровне понять нетрудно: рассказ меньше, чем роман.

Но выделить чёткие различия между рассказом и повестью не всегда удаётся даже литературоведам.

Рассказ или новелла (в переводе с итальянского «novella» означает слово «новость») – основной жанр малой повествовательной прозы.






Автора рассказов, например, принято называть новеллистом, а совокупность рассказов – новеллистикой.

Рассказ или новелла – более краткая форма художественной прозы, чем повесть или роман – восходит к фольклорным жанрам устного пересказа в виде сказаний или поучительного иносказания и притчи.

В рассказах не много действующих лиц и одна сюжетная линия (реже – несколько) при характерном наличии одной какой-нибудь проблемы.

На этих единичных примерах авторы стремятся показать столкновения характеров, взглядов, страстей.

Каждый рассказ – новое знакомство, как бы неожиданная встреча с разными типами людей, полезное путешествие по жизни, материал для раздумий и выводов.

Для понимания того, что хотел донести до читателей автор, особенно важна его концовка (развязка).

Рассказам одного автора свойственна циклизация. Рассказ, как правило, публикуется в периодическом издании; накопленные за определённый период произведения затем издаются отдельной книгой как сборник рассказов.

Повесть





Слово «повесть» происходит от глагола «поведать». Старинное значение термина – «весть о каком-то событии» указывает на то, что этот жанр вбирает в себя устные рассказы, события, виденные или слышанные рассказчиком.

Важным источником таких «повестей» являются летописи («Повесть временных лет» и другие).

В древнерусской литературе «повестью» называли всякое повествование о каких-либо событиях: «Повесть о нашествии Батыя на Рязань», «Повесть о битве на реке Калка», «Повесть о Петре и Февронии» и другие.

Современное литературоведение определяет «повесть» как эпический прозаический жанр, занимающий промежуточное место между романом с одной стороны, и рассказом и новеллой – с другой. Однако объём сам по себе ещё не может указывать на жанр.

Романы Тургенева « Дворянское гнездо» и «Накануне» по объёму меньше некоторых повестей. Например, повести Куприна «Поединок».

«Капитанская дочка» Пушкина не велика по объёму, но всё, что происходит с главными героями, тесно связано с крупнейшим историческим событием 18 века – Пугачёвским бунтом.

Очевидно, именно поэтому сам Пушкин называл «Капитанскую дочку» не повестью, а романом. Авторское определение жанра имеет решающее значение.

Очерк как малый жанр эпической литературы





Путево́й очерк — очерк, в основе которого лежит описание каких-либо событий, происшествий, встреч с людьми, которые происходят во время путешествия автора.

Путевой очерк — один из самых старых видов форм журналистики.

В России очерк зарождается в 18 веке, так как именно этот период ставит перед публицистами задачу показать панораму развивающихся событий. Меняется отношение к действительности, а, следовательно, необходимы новые формы ее отражения. Во время путешествия автор, основываясь на личных впечатлениях, начинает фиксировать формы жизни, обычаи и нравы, социальные контрасты.

Так появляются Путешествие из Петербурга в Москву А.Н.Радищева и «Письма русского путешественника» Н.М.Карамзина.

Очерк – это краткое, но ёмкое произведение, содержащее информацию о событии или человеке без какого-либо вымысла.

В частности, это мысли и впечатления, полученные автором от некоего конкретного события или от общения с конкретным человеком, и запечатлённые на бумаге в логичном и понятном для читателя изложении.

Очерк – это одновременно и документальный и художественный жанр.

Очерк – это краткое, но ёмкое произведение, содержащее информацию о событии или человеке без какого-либо вымысла.

В частности, это мысли и впечатления, полученные автором от некоего конкретного события или от общения с конкретным человеком, и запечатлённые на бумаге в логичном и понятном для читателя изложении.

Очерк – это одновременно и документальный и художественный жанр.




Роман – наиболее сложный вид повествовательных произведений.






Здесь, в отличие от рассказа и повести обычно много действующих лиц, чьи судьбы и интересы сталкиваются и переплетаются.

Человеческая жизнь предстаёт перед читателем во всей своей сложности и противоречивости.

Таковы, например, романы И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ч. Диккенса, В. Гюго, К.А. Федина и многих других писателей.

Романы подразделяются по своей тематике на исторические, социальные, философские, научно-фантастические и другие, однако не всегда легко романы укладываются в рамки перечисленных видов.


От эпизода к эпизоду, от действия к действию предстаёт перед читателем жизнь героев книг. Она проходит перед нами в виде подвижных, связанных между собою картин, нарисованных при помощи слова.

В литературном произведении связано всё: слова, картины, характеры, события и стоящие за ними мысли автора.

Чтобы понять всё, что сказал автор, живо представить и уяснить смысл воспроизведённых художником картин жизни, необходимо внимательно и вдумчиво вчитываться в текст, не пропуская ни одной детали, ни одной подробности будь то описание пейзажа, внутренние монологи героев или авторские отступления, которые надо оценить с точки зрения целого произведения.

Только тогда постепенно начнёт вырисовываться и раскрываться идейно-тематическая основа рассказа (повести, романа), то есть круг явлений жизни, отобранный и оцененный автором с позиций определённого мировоззрения.

Только тогда станет ясна, например, неразрывная связь весеннего донского пейзажа с судьбой Андрея Соколова, героя рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека», только тогда станут понятны каждое его слово и каждый поступок.

Трудно сохранить в памяти впечатления о множестве прочитанных книг, поэтому рекомендуется, прочитав книгу, продумать её, сравнить поведение героев со своим собственным, записать свои впечатления в читательский дневник. В него можно записывать также отдельные запомнившиеся вам отрывки, особенно понравившиеся стихотворения и т. п.

Сознательное и осмысленное чтение - это умение разбираться в развитии изображаемых автором событий, в характере действующих лиц, красоте описаний, а главное – в умении понять цели писателя и критически сравнить то, что говорит книга, с тем, что внушает жизнь.

Культура чтения требует соблюдения некоторых правил:

1. Тщательный выбор круга чтения (по интересующей теме).

2. Подбор дополнительной литературы в соответствии с выбором произведения (научно-популярной, критической и т. д.)

3. Знакомство с биографией автора перед чтением.

4.После прочтения свой ответ себе на вопросы:

- Что хотел сказать автор своим произведением?

- Какие художественные средства использовал, воплощая свой замысел?

- Как я отношусь к прочитанному?

Таким образом, культура чтения вплотную подводит нас к умению самостоятельно разбирать литературное произведение.

Нет (и не может быть) готовой схемы его анализа.

Характер анализа, как правило, подсказывается особенностями произведения, его родовыми и жанровыми признаками.

Чтение литературных произведений – стихотворений, пьес, повестей, романов и других – совершенствует наше чувство восприятия прекрасного в действительности и произведениях искусства, обогащает знанием человеческой психологии, воспитывает наши характеры.

Усилия, потраченные на чтение и усвоение художественно ценных произведений, приносят громадную пользу всестороннему духовному развитию человека.

Будем брать «барьер сложности» и возвращать нашу великую культуру всему народу: и взрослым, и детям. Особенно детям, которым мы обязаны передать наши духовные ценности в целости и сохранности.

источник: блог ЖЖ


Последний раз редактировалось: Татьяна Львовна (Вт 23 Сен 2014 - 14:02), всего редактировалось 1 раз(а)
avatar
Татьяна Львовна

Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Три рода литературы. Эпос - Наука о литературе (Вып. 7)

Сообщение автор Татьяна Львовна в Вт 23 Сен 2014 - 13:57

комментарии из блога:

ingvar31


Очень нужная информация. Узнал много интересного. Мне кажется, что человек посредством литературы, способен не только обогащаться духовно, но и корректировать свой жизненный путь. Прочитав серьёзную книгу, человек имеет возможность взглянуть на себя со стороны, пережить события вместе с героем книги и сделать определённые выводы, которые поспособствуют его дальнейшему развитию.
avatar
Татьяна Львовна

Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Три рода литературы. Эпос - Наука о литературе (Вып. 7)

Сообщение автор Татьяна Львовна в Вт 23 Сен 2014 - 13:57

комментарии из блога:

masslenica

очень полезная информация о культуре чтения, - в связи с большим потоком информации выливающимся на человека мы разучились правильно читать, - быстрое чтение и чтение по диагонали - стало нашей главной проблемой в запоминании и понимании прочитанного...
немного перефразируя "имеющий уши не слышит, имеющий глаза - не видит" - это то что по большей части происходит при таком чтении.

Но и без быстрого чтения тоже плохо можно просто утонуть море информации, так и не отличив нужного от бесполезного.
avatar
Татьяна Львовна

Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Три рода литературы. Эпос - Наука о литературе (Вып. 7)

Сообщение автор Татьяна Львовна в Вт 23 Сен 2014 - 13:58

комментарии из блога:

поток информации

fedorova_tl


Думаю, что этот "поток информации"требует особой тщательности в выборе круга чтения.Скорость прочтения литературного произведения зависит от способности читателя качественно воспринимать прочитанное. Заметки о прочитанном в дневнике дисциплинируют и не дают пропасть втуне полученным новым знаниям. Классические образцы необходимо ЗНАТЬ. Это прочный фундамент культурного развития личности. "Кто пил из родника - из лужи пить не будет".
Конечно, это и есть "барьер сложности": либо преодолею, либо капитулирую.
avatar
Татьяна Львовна

Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Три рода литературы. Эпос - Наука о литературе (Вып. 7)

Сообщение автор Татьяна Львовна в Вт 23 Сен 2014 - 13:59

комментарии из блога:

Re: поток информации

masslenica


Мне кажется что метафора "Кто пил из родника - из лужи пить не будет" более уместна к чтению классики и признанным произведениям искусства и не совсем уместна по отношению именно к информационному потоку, что конечно не значит что абсолютно все нужно читать по диагонали, быстрое чтение позволяет оперативно оценить текст с достаточно высокой степенью вероятности - стоит ли тратить на текст больше времени или достаточно беглого просмотра...
В любом деле есть свой набор инструментов с разным функциональным назначением и характеристиками... так и при чтении: быстрое чтение, и вдумчивое чтение - разные инструменты для разных задач...
И нет ничего хорошего когда плотник только топором или только стамеской пытается сделать все - от бани - до шахматной фигурки...
avatar
Татьяна Львовна

Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Три рода литературы. Эпос - Наука о литературе (Вып. 7)

Сообщение автор Татьяна Львовна в Вт 23 Сен 2014 - 14:00

комментарии из блога

fedorova_tl


Тут нечего возразить... Мне просто припомнился один разговор на форуме. Что-то вроде - нельзя ли "Войну и мир" в комиксах печатать? ))
avatar
Татьяна Львовна

Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Три рода литературы. Эпос - Наука о литературе (Вып. 7)

Сообщение автор Татьяна Львовна в Вт 23 Сен 2014 - 14:00

комментарии из блога

vlad_mak_85


В детстве меня приучали к книгам, а я не понимал зачем, есть же телевизор, радио на крайний случай. Только пару лет назад начал осознавать насколько важны печатные произведения, и какую силу они в себе хранят. Спасибо автору.
avatar
Татьяна Львовна

Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Три рода литературы. Эпос - Наука о литературе (Вып. 7)

Сообщение автор Татьяна Львовна в Вт 23 Сен 2014 - 14:01

комментарии из блога:

wavedsoul


всё знание о различиях между рассказом, повестью и романом - только где-то в неосознанном, в подсознании, на уровне чувства или интуиции -- интуиции взятой из примеров: рассказы Чехова - исторические повести - романы Толстого.. и только вот так в сравнении и есть умение различить одно от другого. вряд ли это системное знание Smile
avatar
Татьяна Львовна

Сообщения : 84
Дата регистрации : 2014-09-01

Вернуться к началу Перейти вниз

Re: Три рода литературы. Эпос - Наука о литературе (Вып. 7)

Сообщение автор Спонсируемый контент


Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения